Орлова Маргарита Геннадьевна,
социальный педагог высшей квалификационной категории
…Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь
Мир меняется. Время ставит перед человечеством новые проблемы: терроризм, потепление климата, финансовый кризис. Рыночные отношения требуют быстрых нестандартных решений. А успеваем ли мы, педагоги, за этими переменами? По-прежнему, как и много лет назад, учим детей больше запоминать, чем мыслить. Больше усваивать готовые выводы, чем пытаться придти к ним самостоятельно. Отсюда и ставлю перед собой задачу социально-педагогической реабилитации — готовить не столько исполнителей, сколько творцов. Решению этой глобальной задачи может помочь комплексная реабилитация средствами искусства, где творчество является основной составляющей.
На это направлена моя программа «Душевные подарки», одна из составляющих проекта «Ателье подарков поздравлений». Она содержит установку на познание многообразия свойств разных предметов, которые используются в скрапбукинге, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
В рамках этой программы воспитанники начали подготовку к одному из самых значительных православных праздников – Пасхе Христовой. Завершающий итог – творческая выставка работ всех участников в Центре «Гармония» и участие в фестивале «Пасхальная капель».
За основу поделок ребята взяли свои рисунки, выполненные акварельными красками и гуашью. А затем началось самое интересное, используя технику скрапбукинга («скрапбукинг» – это производное от двух английских слов scrap – вырезка и book – книга) воспитанники стали их украшать – дырокольной вырубкой, используя специальные дыроколы в форме бабочек, цветов, птиц; бусинками и стразами, приклеивая их на поверхность рисунка; принтерными распечатками с надписями «Христос воскресе!»; бантиками и ленточками, а также специальными блестящими и придающими фактуру красками – глиттером. Края рисунков оформили с помощью фигурных ножниц, которые позволяют выполнить рамку в виде красивых фактурных волн или цветочных узоров.
Все эти приемы позволяют придать художественной работе не только объем, но и неповторимые черты, проявить детям свою индивидуальность.
А самое главное, всем без исключения детям безумно нравится заниматься этим видом творчества!
Мне по душе слова Джулии Камерон: «Научившись распознавать в себе скрытого художника, защищать его и заботиться о нём, вы избавитесь от боли и психологической зажатости…» И такое перевоплощение происходит во время занятий – ребята настолько раскрепощаются, что на лицах появляются непроизвольные улыбки, звучит радостный смех. Они становятся добрее, терпимее друг к другу, милосерднее, уходит напряжение, скованность и зажатость. Это ли не чудо?