Ступалова Вероника Вячеславовна
социальный педагог первой квалификационной категории ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»
Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность.
В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности.
С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей).
С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии).
Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности.
В чем же состоит деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, их педагогическая реабилитация в условиях реабилитационного центра?
Содержание деятельности социального педагога в условиях реабилитационного центра
Коррекционная работа с «педагогически запущенными» подростками.
Данная группа подростков испытывает трудности в обучении, обусловленные теми или иными проблемами интеллектуального развития, нарушениями отдельных познавательных процессов, особенностями сформированности ведущей деятельности (учение, общение) отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации.
В работе с подростками данной группы следующим после сбора анамнестических сведений этапом психодиагностической процедуры является анализ познавательной деятельности подростка.
Этот этап дает в результате социальному педагогу оценку уровня интеллектуального развития, прогноз потенциальных возможностей. Необходимо также проконсультироваться со специалистами медицинского профиля. Педагогически запущенные воспитанники нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов, воспитателей, щадящем режиме обучения, специальных коррекционных программах и социально — психологической поддержке их семей.
Группа «трудных» подростков – так называемые социально -дезадаптированные, педагогически запущенные подростки с отклоняющимся или преступным поведением.
В отношениях с детьми этой группы следует учитывать различие между законопослушным и криминальным поведением. В работе с «трудными» также как и в работе с больными подростками, социальному педагогу важно определить пределы своей профессиональной компетенции и свое место в общем социальном контексте воздействий на таких воспитанников со стороны общественно – административных, правовых и социальных органов.
Данной группе подростков, прежде всего, необходима помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно – нравственными нормами и ценностями, общесоциальная поддержка в целом.
Помощь социально запущенным подросткам в условиях СРЦН организуется с учетом индивидуально – психологических свойств их личности, конкретных обстоятельств и условий воспитания, которые способствовали возникновению разных отклонений и проявлений.
Поэтому нелегко дать готовый рецепт на каждый трудный случай. Однако анализ воспитательно – профилактической работы социального педагога, педагога- психолога, воспитателей, с подростками позволяет сформировать некоторые принципы их социально – педагогической реабилитации:
- Опора на положительные качества подростка;
- Формирование будущих положительных устремлений подростка;
- Включение в коллективную деятельность;
- Реализация потребности в самоутверждении;
- Развитие полезных интересов и высших духовных ценностей;
- Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях подростками со стороны педагогов.
В коррекционной работе с группой социально дезадаптированных подростков следует соблюдать некоторые рекомендации.
На начальных этапах не рекомендуются групповые формы такой работы. Не говоря уже о практически неизбежной при этом отрицательной реакции подростков, индивидуальная работа более эффективна. Совершенно неэффективным оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка – также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – путем привлечения его к положительно формирующим личность занятиям: чтению, самообразованию, музыке, спорту и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени — неизбежен возврат подростка в асоциальную компанию.
Программа коррекции педагогической запущенности.
Нормативно-правовая основа программы:
— Конвенция ООН о правах ребенка;
— Конституция Российской Федерации;
— Закон РФ «Об образовании».
Цели программы:
- Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению подростков в полноценную жизнь и деятельность коллектива;
- Обучить воспитанников приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях;
- Воспитать интерес к профессиональным знаниям и сформировать чувство уверенности в своих силах и способностях;
- Выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки;
- Скоординировать воспитательные воздействия на подростка;
Задачи программы:
- Попытаться пробудить интерес к учебной и общественной деятельности, сформировав учебную мотивацию на основе интересов подростка;
- Найти индивидуальный подход к подростку;
- Помочь преодолеть нездоровые увлечения алкоголем и курением;
- Проведение тренинговых упражнений.
- Стратегические направления:
- Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных воспитанников;
- Работа по устранению неуспеваемости в учебной деятельности;
- Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных;
Тактика реализации программы.
Провести консультативные беседы на темы о вреде алкоголя, наркомании табакокурения и других вредных привычек с использованием документальных видео материалов, наглядных пособий: фотографий, таблиц, плакатов, участие в тренингах педагога- психолога.
Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях можно использовать следующие формы и методы работы: индивидуальный подход к воспитаннику на занятиях, дополнительные учебные занятия, привлечение воспитанника к мероприятиям познавательного характера.
Преодоление недостатков физического развития и здоровья может происходить с использованием следующих форм и методов работы: участие в спортивных мероприятиях, специальные медицинские мероприятия, такие как, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных воспитанников.
Цель данной работы была: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми и разработать программу коррекции педагогической запущенности в условиях реабилитационного центра.
Установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности подростка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением.
Педагогически запущенный подросток является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Педагогически запущенные подростки легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.
Список используемой литературы
- Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы с «трудными детьми». – Киров 1994.
- Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.
- Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М, 1991.
- Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996.
- Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева – Омск, 1999.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М. 1992.
- Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие: М., 2008.
- Лукьянова М.И. «Трудные дети» способы эффективного взаимодействия. Методическое пособие. Ульяновск 1993.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик – М, 1999.
- Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001.
- Паншина И.А. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» в условиях НПО.// Профессиональное образование №2 2003.
- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., 1988.
- Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5–11 классы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.,2008.