Ступалова Вероника Вячеславовна
социальный педагог первой квалификационной категории ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»
Цель:
Предупреждение самовольных уходов и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
— организация и совершенствование внеурочной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия
— создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждении среди сверстников, через вовлечение во внеурочную деятельность.
Деятельность нашего центра направлена на профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В учреждение принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и (или) в социально опасном положении и нуждающиеся в социальной помощи:
— дети-сироты;
— дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети, проживающие в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;
— заблудившиеся или подкинутые дети;
— беспризорные, безнадзорные дети;
— дети, отказывающиеся жить в семье или в образовательном учреждении для — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в учреждениях социального обслуживания для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
— дети, подвергшиеся любым формам насилия;
— дети, не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
— дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
Первое место среди причин побегов воспитанников госучреждений занимает мотивированное поведение, спровоцированное желанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, встретиться с родными и близкими.
Второй по распространенности причиной побегов является конформное поведение, т.е. приобщение к группе воспитанников, совершающих самовольные уходы «за компанию».
Третьей по распространенности причиной уходов воспитанников является протестное поведение как реакция на необходимость соблюдения дисциплинарных требований и режима учреждения.
На четвертом месте среди причин побегов стоит желание детей привлечь к себе внимание взрослых.
На пятом месте в градации причин побегов находятся проблемы детей, связанные с процессом учебы.
Социально-реабилитационный центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних и предназначен для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних.
Составляющим элементом воспитательно-реабилитационной работы стало создание условий для организации досуга детей.
В целях реализации данной программы в Центре проводятся тематические конкурсы, праздники, дни здоровья, организуются экскурсии в библиотеки, кинотеатры, музеи, выставки, которые не только способствуют духовному становлению личности ребенка, но и развивают ее творческое начало. Но, к сожалению, в каждой группе есть подростки, которые совершают правонарушения, употребляют алкоголь, самовольно уходят за пределы центра.
Поэтому, одно из важнейших направлений в работе педагогов является профилактика правонарушений, девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников.
Для этого необходимо:
-выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающим в учебе;
-определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностях детей;
-изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
-вовлечение подростков в различные виды положительно-активной социальной деятельности.
Также для предупреждения и коррекции отклоняющего поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка.
Поэтому, детям необходимо усвоить и выполнять установленные нормы и правила.
Каждый поступок и любые действия воспитанников должны соответствовать этому порядку. Стремясь к достижению этой цели, следует обратить внимание на следующее: следует научить ребенка выполнять режим дня.
Вся деятельность детей должна быть построена и организована по режиму, выработанному центром, отклонений от которого нельзя допускать.
Все вещи ребенка должны быть на своих местах и находиться в порядке. Это усиливает у детей чувство ответственности и приучает их к порядку и дисциплине.
Не следует проходить мимо возникшего беспорядка, но делать это надо уверенно и настойчиво.
Использовать различные приемы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел преимущества их выполнения.
Не следует пренебрегать таким видом воспитания, как разъяснения, устные советы. Беседы должны быть хорошо спланированы.
Для формирования личности ребенка необходимо приводить примеры из жизни – это дает информацию о мире, о нормах поведения. Опыт показывает, что воздействие словом помогает выработать у детей здоровую мораль.
Наши дети живут в контакте с другими людьми. Если же кто – то отклоняется от общепринятых норм и начинает вести себя не так, как все, то у него возникают сложности при установлении дружеских гармоничных отношений с людьми. Ничем не ограниченная свобода так же пагубна, как и чрезмерная строгость, диктат, поскольку не возлагает на человека моральную и социальную ответственность за свои поступки.
Очень важно соблюдать умеренность. Не следует лишать детей ничего из того, что необходимо для их личностного развития, но нельзя потакать всем их желаниям. Также нужно научить детей не поддаваться давлению более сильных детей, склонных к правонарушениям. Подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений.
Сердцевиной любой воспитательной деятельности является индивидуальный подход.
В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания, и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому, у каждого ребенка необходимо выявить, прежде всего, положительные стороны характера, и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.
Отношения педагогов и воспитанников должны основываться на принципах взаимного уважения и доверия. Практика показывает, что если педагог требует от своих воспитанников лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением своих воспитанников, не вызовет у них доверие. Если они сталкиваются с равнодушием, то еще больше замыкаются в себе.
В работе с девиантными подростками необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», « правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда согласен.
Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющего поведения воспитанников ,по профилактике правонарушений и свободных уходов, девиантного поведения у воспитанников была успешной, необходимо выработать:
— позитивный настрой;
— доверительное взаимодействие;
— последовательность во взаимоотношениях;
— опора на положительные качества и ресурсы;
— разумный компромисс;
— индивидуальный подход;
— системность.
Список литературы
- Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические аспекты — Мн.,1988
- Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. М., 1994.
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979.
- Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой.
- Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.
- Василькова, Ю.В. Соц. педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю. В. Василькова, Т.А. Василькова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Змановская, Е.Е. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведний/ Елена Валерьевна Змановская. 3-3 изд., испр. И доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. М.: Социальная работа, 1998.
- Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. М.: Школьная пресса, 2007.
- Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2005.