инструктор по физической культуре Халилова Л.Б.
Я работаю в социальном реабилитационном центре — инструктором по физкультуре. От меня зависит, какой «Багаж» знаний о здоровом образе жизни получат дети в результате общения со мной, как с педагогом. И если ребёнок с детства здоров душой и телом, то обязательно вырастит настоящим человеком, а физкультура и спорт помогут ему в этом.
Современные дети живут в эпоху противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся малоподвижными, импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Процесс физического и психического воспитания в центре требует от педагогов постоянного поиска новых форм и методов работы с детьми, совершенствования разнообразных технологий и методик физического воспитания. При этом необходимо грамотно распределять физические нагрузки на растущий организм ребенка в соответствии с развитостью психических и физических характеристик детей. Таким новым методом является детский фитнес.
Детский фитнес — это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.
Основная идея внедрения детского фитнеса в наше учреждение заключается в создании кружковых занятий по направлениям: фитнес — аэробика, фитбол-гимнастика, игровой стретчинг, силовые тренировки, программы для профилактики плоскостопия, улучшению осанки.
Детский фитнес решает несколько задач:
- «заразить» детей привычкой быть здоровым и спортивным;
- создать для них комфортные условия для регулярного занятия спортом;
- ввести ребят в коллектив равных ему «единомышленников» для совместной игры, развития и общения.
Дети гораздо легче обучаются новым движениям на примере своих сверстников, нежели подражая взрослым. Особенно это актуально для застенчивых и нерешительных. Умение работать в команде, смелость и внимательность развиваются во время занятия фитнесом. Для того, чтобы дети захотели выполнять физические упражнения, необходимо увлечь их в игровую форму, сделать интересными и превратить фитнес для детей в развлечение. Кроме того, на занятиях детским фитнесом ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то или иное упражнение. Поэтому место вместо, чтобы заставлять их заниматься детским фитнесом, необходимо придумать, как их заинтересовать.
Такой одной из технологий по физическому воспитанию является фитбол-гимнастика. Слово фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях». Занятие на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Фитбол притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество, является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх эстафетах.
Одна из распространённых и современных форм детского фитнеса – занятие с использованием тренажеров. В работе с детьми используются тренажеры как простейшие, так и сложного устройства: степы, диски здоровья, велотренажер, беговая дорожка. На таких занятиях тренируется сердечно-сосудистая и дыхательные системы организма, развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а также формируются интерес и потребность в занятиях физкультуры и спорта.
Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных и насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражанием образа дошкольники познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность, память , быстроту реакции , ориентировку в пространстве , внимание и т.д.
Таким образом, внедрение фитнес-технологий в наше учреждение способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, а также эффективному влиянию таких занятий на процесс оздоровления и физического развития наших воспитанников.
Занятия детским фитнесом помогают разностороннему развитию: улучшают память и внимание, скорость реакции и координацию движений. Регулярные упражнения развивают все группы мышц, улучшают гибкость, формируют стройную, красивую фигуру.