Не будет преувеличением сказать. что знания о пожарной безопасности спасают жизни. В рамках «Программы по ОБЖ для дошкольников» воспитанники «Тольяттинского СРЦН «Гармония» вместе с воспитателем Гридневой Галиной Владимировной побеседовали о причинах возникновения пожаров на природе и о том, как вести себя, если пожар этот все же начался, а так же организовали выставку детских работ на тему: «Сохраним нашу природу от пожаров!»
Конспект занятия в ст. гр.
Составлен воспитателем ГКУ СО «Тольяттинского социально-реабилитационного центра «Гармония» Гридневой Г.В.
Тема:«Правила поведения на природе».
Цель:
-Объяснить детям взаимосвязь человека с природой.
-Знакомить с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.
-Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Материал: картинки, зажигалка, спички, бенгальские огни, ваза, чашка, карандаш, книга, кукла.
Ход занятия
- Дети сидят на стульчиках полукругом.
-Ребята, мир природы очень разнообразен и чрезвычайно интересно устроен. В природе все взаимосвязано. Давайте проследим одну из цепочек взаимосвязей.
— Для того чтобы жить, человеку нужно дышать свежим воздухом, в котором много кислорода. При каждом выдохе человека выделяется углекислый газ.
— Растения, деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород, так необходимый человеку.
— Листочки цветов и деревьев поедают многочисленные насекомые, гусеницы и червячки. При этом растения могут погибнуть. (показ картинок с изображением цветов и леса)
— Птицы питаются гусеницами, червяками, тем самым спасая растительный мир от гибели.
— Ребята, много растений и животных занесены в Красную книгу.
— А вы знаете, что это за книга? (ответы детей)
— Это документ, в который внесены все редкие животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, то есть те, которых на земле осталось очень мало и их необходимо сохранять. Сохранение природы во многом зависит от человека.
— Что нужно сделать, чтобы редкие животные и растения не исчезли?
— Вот например красивое лесное растение – ландыш. (показ картинки) Ландыши – не только очень красивые цветы с приятным запахом, они еще и целебные: из них делают лекарство. Но, к сожалению, каждый стремиться сорвать весной хотя бы маленький букетик ландышей. не задумываясь о том, что это растение внесено в Красную книгу.
— В лесу растет очень много грибов – съедобных и несъедобных. Несъедобные грибы мы не употребляем в пищу, но они нужны лесу. Некоторые животные едят эти грибы и даже лечатся ими. Поэтому, если увидите в лесу несъедобные грибы, то не топчите их, и не сбивайте палкой.
— Еще в лесу можно увидеть большие муравейники. Как вы думаете, почему муравейники называют санитарами леса? (ответы детей)
— Потому что они уничтожают миллионы насекомых, которые губят лес. А лес – это множество различных деревьев, кустарников, целебных растений и трав.
Физ. мин. «Дует ветер нам в лицо».
2.-Ребята, представьте, что погожим августовским деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. Прикоснешься ли рукой к шершавой ветке, к головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, усыпанном пожелтевшими иголками хвои – все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь.
-Знаете ли вы ребята. Почему вспыхивают лесные пожары? (ответы детей)
— Иногда поджечь лес может и молния, но это случается редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей. Пожар может начаться из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже из-за осколка стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше, взвиваются все выше, захватывая кусты и деревья.
— Запомните ребята, что не большое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые — пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолёты.
— Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара?
(ответы детей)
— Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, по берегу реки или ручья.
— Если в лесу много дыма, надо смочить водой платок или одежду и дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.
— Ребята, не забывайте после отдыха на природе убирать мусор (бумажки, бутылки, пакеты и все что осталось на вашей полянке).
Д/и «Найди лишний предмет» (предложу детям подойти к столу)
— Ребята, найдите на столе лишние предметы, которые не могут стать причиной пожара.
— Какие предметы остались?
— Могут ли они стать причиной пожара? (ответы детей)
Дети садятся на свои места.
- Предложу детям послушать стихотворение «Дом под крышей голубой»
Словно крыша над землею, Общей крышей мы живем.
Голубые небеса. Дом под крышей голубой
А под крышей голубою — И просторный , и большой
Реки, горы и леса. Дом кружится возле солнца,
Океаны, пароходы, Чтобы было там тепло,
И поляны и цветы, Чтобы каждое оконце
Страны все и все народы, Осветить его могло.
И, конечно, я и ты. Чтобы жили мы на свете,
Кружит в небе голубом .Не ругаясь, не грозя,
Наш огромный круглый дом. Как хорошие соседи
Под одною голубою, Или добрые друзья.
— О каком доме идет речь в стихотворении: обычном или доме-природе?
— Почему вы так думаете?
— Ребята, не всегда человек живет в дружбе с природой и ее обитателями. Как человек может обидеть природу? Что мы должны сделать, чтобы сохранить наш дом-природу? (ответы детей). А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Сохраним нашу природу от пожаров» и сделать выставку работ в нашем Центре.
Подведение итога занятия и поощрение детей. Выставка работ в холле «Тольяттинского СРЦН «Гармония».