Орлова Маргарита Геннадьевна, социальный педагог высшей квалификационной категории/
Закончились летние каникулы. Прошел День знаний, и начались школьные будни… Как правило, у ребят снижается успеваемость в первой четверти. И это зависит от многих причин. После беззаботного отдыха появляется множество обязанностей.
Как пережить такой стресс? Ведь ребенку все трудно — даже проснуться после звонка будильника…
Начнем с будильника. Если ваш сын или дочка встает неохотно, не ругайте их — просто переведите стрелку часов на 15-20 минут вперед. Этим дадим ребенку возможность досмотреть утренний сон.
А если этот прием не работает, и дети не хотят идти в школу?
Нередко возникает упорное нежелание учиться практически у всех ребят школьников. Это со временем проходит, потому, что связано не столько с возрастом, как с индивидуальными особенностями характера ребенка.
Такое случается в основном с малышами, которые не посещали детский сад, росли в изолированном кругу. Порой их пугает не сама наука, а новая атмосфера, соседство незнакомых взрослых и детей, чужие стены, запахи, звуки… В любом случае следует как можно раньше выяснить причину «нелюбви» к школе, и постараться сделать все возможное для того, чтобы ребенок ходил на занятия с удовольствием.
Как правило, в начале учебного года дети имеют не лучшие результаты: старое уже немного забыли, а новое не воспринимается… Негатива больше, чем позитива. Как настроить школьника на учебу?
Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Делайте акцент не на обучении, а на отношениях с другими детьми, на подготовку школьных мероприятий, дежурств, экскурсий и пр. А если и критикуете школьника, то делайте это максимально тактично, ведь в раннем возрасте высмеивание отдельных недостатков дети воспринимают слишком болезненно. Важно никогда не сравнивать успеваемость ребенка с эталоном (требованиями программы, оценками других учеников). Сравнивайте сына или дочь только с ними самими. И особая похвала в той области, в которой школьник имеет успехи.
Найдите для сына или дочери такую сферу деятельности, где они могли бы хорошо проявить себя — спорт, рисование и т.д. Убедите ребенка: если ты научился (научилась) хорошо делать это, сможешь и все остальное. Каждый раз подчеркивайте, что цените его не за хорошую учебу и отметки, а за то, что он — ваша радость. И тогда школьные неудачи уже не будут восприниматься как конец света.
Многим родителям нравится, когда после уроков в свободное время их дети не носятся по улице, а мирно сидят за монитором — мол, и это отдых…
Исследовано: недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. Важно и то, что именно ребенок делает. Если воспринимать компьютер как средство обучения, оборудовать его соответственно возрасту ребенка учебными программами, то польза будет очевидной. Когда ребенок только играет в «стрелялки», эффект прямо противоположный. По признанным ВОЗ гигиеническим нормам, ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не должен проводить за компьютером более 15 часов в неделю!
Для многих родителей проблемой является и то, что положить в сумку школьника для обеда. Дети предпочитают чипсы и сладости, а от этого пользы мало.
Действительно, многие школьники питаются далеко не рационально. А важно, чтобы все питание ребенка было сбалансированным, чтобы в ежедневном рационе было достаточно белков, углеводов, жиров.
И углеводов в питании школьников должно быть больше в 4 раза, чем белков и жиров, особенно если ребенок подвижен. А вот на обед в школу лучше брать не чипсы или вафли, а фрукты. Хорошо, что на дворе осень. Вообще дневной рацион школьника просто строить по принципу: на 1 г белка — 1 г жира и 4 г углеводов. Тогда и память, и сопротивляемость организма будут лучшими.
Что делать, если ребенок слишком устает после уроков, забросил любимые книги, начал отставать в учебе?
Следует показать ребенка офтальмологу. Возможно у него близорукость (миопия).
Если раньше миопией страдали преимущественно старшеклассники, то теперь и дошкольники, и те, кто только сел за парту, т.к. глаза просто не выдерживают нагрузок.
В детском возрасте близорукость возникает вследствие переутомления и нарушения основных правил охраны зрения. А это — и неправильная рабочая поза за партой, письменным столом, и плохое освещение, и однообразное, не обогащенное витаминами питание, и вредная привычка долго сидеть у телевизора или за компьютером… Поэтому, если школьник сгибается над партой, так низко склоняет голову, что даже касается листа. Увидели это? Бейте тревогу.
Успешного всем учебного года!