Орлова М. Г., социальный педагог высшей квалификационной категории.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому столь актуальной для педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики — это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра — это продолжение жизни, где вымысел — грань правды. Игра — регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она — их школа жизни и «практика развития».
Существует множество самых разнообразных игр. Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически, интеллектуально и т.д. Дети, конечно, не задумываются о том, что игры значительно способствуют их развитию и воспитанию. Они просто играют, получая от этого истинное удовольствие и наслаждаясь счастливыми часами детства. Все это просто замечательно и естественно, однако, отношение взрослых людей к детским играм совсем другое.
Для педагога игры – это прежде всего наиболее эффективный способ повышения интеллекта ребенка, возможность выявления скрытых способностей и талантов. Необходимо подобрать наиболее подходящие для ребенка игры, чтобы они были не просто развлечением, а приятными упражнениями.
В своей работе я использую различные игры, но чаще всего из своей программы «Жизнь в удовольствие». Она содержит блок специфических психологических игр, имеющих определенное предназначение. Не секрет, что в процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию. А из этого легко можно сделать вывод, что психологические игры чрезвычайно полезны и, даже можно сказать, просто необходимы для нормального развития ребенка.
Мы знаем, что с детьми часто возникают различные психологические проблемы. Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха, банальной застенчивости, негативных эмоций. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако в наших силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить стеснительность, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако не следует и перегибать палку, воспитывая в ребенке «хозяина жизни». Во всем нужна мера, и в тем большей степени это касается психологического воспитания.
Только в таком взаимодействии возможно достижение искомой цели, каковой является воспитание психологически здорового человека.
Актуальность поднятой темы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методиках психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, близкими и окружающими людьми, закрепляющих положительные тенденции в развитии воспитанников и обеспечивающих нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Цель программы «Жизнь в удовольствие» это реабилитация детей и подростков асоциального поведения посредством развития партнерских взаимоотношений между воспитанниками, профилактики негативных эмоциональных состояний (преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов, возникновение чувства «нам хорошо вместе»).
Задачи программы:
- Формирование навыков эффективного взаимодействия между воспитанниками, развитие навыков общения.
- Повышение личностного статуса каждого ребенка.
- Активизация процесса самопознания.
Планируемый результат:
- Социальная адаптация в социуме.
- Расширение репертуара восприятия и понимания себя и других.
- Сформированные умения и их использование в собственной практике.
Игровым технологиям в нашем регионе придается большое значение. Об этом говорит тот факт, что Региональный благотворительный фонд «Самарская губерния» при поддержке компании «МегаФон» реализует проект «МегаИгры». А в этом году проводил конкурс методических разработок игр и игровых программ «Копилка игр». Целью этого конкурса является создание методических рекомендаций, направленных на социальную реабилитацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а задачами – выявление, распространение и внедрение методических разработок в работу СРЦН, а также образовательных учреждений. Наш центр также принял участие в этом проекте. Я представила свою программу «Жизнь в удовольствие» (разработана в рамках авторского проекта «Ателье подарков и поздравлений» (реабилитация детей и подростков асоциального поведения, профилактика бродяжничества), получила высокую оценку жюри конкурса и почетное 2 место.