Портнов Александр Васильевич
педагог–психолог высшей квалификационной категории, действительный член «Ассоциации психологов и психотерапевтов г.Тольятти»
Портнов Александр Васильевич пришёл в ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония» в январе 2000 года, имея богатый опыт преподавательской и практической работы в области психологии.
Сотрудникам СРЦН и воспитателям Портнов А.В. оказывает квалифицированную методическую помощь в организации учебного и воспитательного процессов. Принимает активное участие в рабочих семинарах педагогов-психологов СРЦН городов и районов Самарской области. Как действительный член Ассоциации психологов и психотерапевтов города Тольятти, является постоянным участником ежегодных городских конференций, где выступает с докладами и проводит мастер-класс. В декабре 2005 года был награждён поощрительным призом за участие в городском конкурсе «Лучший социальный работник года» (4 место). Свою профессиональную деятельность Александр Васильевич осуществляет на основе серьёзной проработки каждого вопроса, опираясь на широкий спектр медицинских, педагогических и психологических знаний, которыми овладел за время учёбы и преподавательской деятельности. В работе с воспитанниками СРЦН он пользуется разнообразными методами психолого-педагогического воздействия. Один из методов его работы нашёл отражение в авторской программе «Строим дом – строим жизнь».
Настоящая программа разработана автором на основе проводимых с воспитанниками СРЦН коррекционно-развивающих занятий. Вначале цель занятий состояла в том, чтобы опробовать элементы изотерапии в коррекции поведенческих установок несовершеннолетних. В дальнейшем наметился цикл занятий, объединённых единой целью – «Строим дом». Так родилось название программы.
Педагогическая цель проводимых занятий – сформировать у подростка жизненные перспективы.
Психологические цели:
– создание установок самосовершенствования и личностного роста;
– формирование практических навыков пространственного воображения;
– освоение практических приёмов интеллектуальной работы;
– развитие интеллектуальных способностей прикладного характера.
Наиболее заинтересованной аудиторией оказались воспитанники младшего подросткового возраста (10 – 12 лет).
На первом этапе перед детьми ставится задача придумать и, по возможности, нарисовать дом своей мечты.
Ребятам предлагается изобразить в виде эскиза не только внешний вид дома, но и составить перечень необходимых помещений в соответствии с запросами его обитателей.
Следующий шаг – представить жителей этого дома, их особенности, привычки, увлечения, род занятий и на этой основе составить спецификацию помещений дома.
На третьем этапе проводится работа по проектированию дома.
Она осуществляется в три цикла:
А. Составление плана дома. В этом цикле занятий осуществляется проработка необходимо-достаточных размеров помещений, осваиваются основные закономерности строительства, специальные термины и практические знания. Кроме того, формируются навыки работы с чертёжными принадлежностями, происходит мотивирование ребёнка на освоение навыков практического применения школьных знаний в сфере естественных наук, развиваются практическое мышление, внимательное отношение к реальности.
Б. Сопоставление размеров комнат с размерами мебели и людей, в них живущих. Этот цикл занятий способствует формированию основных представлений в области эргономики, закладываются основы аллоцентрического мировоззрения.
В. В этом цикле занятий воспитанникам предлагается с помощью компьютера реализовать предложенные ранее задания, что способствует формированию навыков работы с графическим редактором. В дальнейшем происходит освоение программ компьютерного моделирования «АРКОН» и др.
На завершающем этапе несовершеннолетние осваивают навыки изготовления макета дома из бумаги и картона.
Результат проводимой психокоррекционной работы — у воспитанника проявляется стремление к самосовершенствованию, меняется самооценка и система ценностей, начинает появляться критическое отношение к себе и ответственность за свои действия и поступки. Повышается познавательная активность, учебная мотивация, а у старших подростков начинает проявляться стремление к профессиональному самоопределению.