Васильева Наталья Николаевна
педагог-психолог первой квалификационной категории
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?
Какая цель очередного вашего воздействия: оно как интервенция или как освобождение ребенка?
Вам хочется навязчиво поделиться опытом или у вас есть желание скорее протянуть ребенку руку?
Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность?
Вам хочется устроить ребенку очередной суд – убить веру в себя?
А может быть, вам хочется «вдолбить» в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая вам повод разряжаться на нем?
Вам хочется сделать ребенка удобным для себя и прополоть в нем черты характера – все неугодные мгновенно сорвать?
А может, вы собрались посчитать сегодня очередные шалости ребенка?
А может быть, вы просто рассержены почему-то, разозлены, у вас появилась потребность критиковать, негодовать и осуждать?
Может, вы задумали устроить ребенку стереотипную очередную порку?
А может быть, вам надо скрыть самого себя за ширмою воспитания?
А может быть воспользоваться……
ПАМЯТКА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Ситуация | Ваша цель | Новая установка | Подсказка |
Ребенок жалуется. «Моя воспитательница плохая и несправедливая! Она отругала меня, потому что я не убрал за собой игрушки» | Усилить вашу связь с ребенком и научить его противостоять трудностям | Ребенок затевает разговор? Тсс! Сейчас не время говорить – смотрите на него и слушайте | Чтобы показать, как внимательно вы слушаете, можете вставить восклицания («Ого!», «Да?», «Ну и ну!»), но не стоит задавать вопросы или комментировать. Даже если он сам просит совета, разумнее воздержаться. Лучше совместно решать проблему |
Ребенок не убирает свои вещи и не реагирует на ваши просьбы | Научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя | Чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того, чтобы отдавать команды) | Думайте о том, чтобы уважать его потребность в самостоятельности, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия |
Его вещи валяются посреди коридора | Приучить ребенка следить за своими личными вещами | По возможности говорите одно – единственное слово. Просто привлекайте внимание ребенка к предмету, говоря о нем спокойно | Нельзя забывать про тон голоса – он должен выражать обычное напоминание. Вы чувствуете, как накатывает раздражение? Переведите дух. Возможно ,оставив вещи посреди коридора, он хотел сделать что-то более важное… |
Он безобразничает, получает массу замечаний, ваши отношения с ним портятся | Сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, а у вас была возможность обсудить с ним причины его поведения | Уделяйте ребенку каждый день 10 минут вашего искреннего внимания | Не всегда легко демонстрировать любовь ребенку, который проказничает. Но на то мы и взрослые! Посвятить только ему десять минут своего времени, не разговаривая при этом по телефону и не убирая квартиру… Можно начать с двух минут и постепенно увеличивать это время |
Ребенок берет два апельсина, съедает только один, а второй апельсин и очистки бросает на кухонном столе | Развивать у ребенка чувство ответственности | Давайте ребенку точные указания относительно того, что ему делать | Важно следить за своей интонацией и не сообщать ребенку то, о чем он и так знает, вроде: «Мусорное ведро – это место, куда выбрасывают отходы». Ребенок может справедливо обидеться, считая, что выдержите его за маленького и глупого |
Ребенок приходит из школы в слезах, кто-то из одноклассников обидел его | Научить ребенка справляться с трудными ситуациями | Выражайте словами его чувства | Называйте то, что видите, но не интерпретируйте! |
Ребенок приходит из школы очень довольный и хвалится своими успехами | Помочь ребенку обрести уверенность в себе | Описывайте то, что видите, будьте точны в деталях | Чем вы внимательней, тем вам проще быть искренним. Воскликнув «Как красиво!» при виде неудачного рисунка, вы рискуете потерять доверие ребенка. Наши дети уже в том возрасте, когда могут это понять |
На вашем письменном столе следы краски | Помочь ребенку осознать свою ответственность | Чтобы привлечь его внимание, пишите! Расклеивайте по дому свои просьбы, пожелания, списки того, что необходимо сделать, нежные слова | Не повторяйтесь, ваши сообщения должны быть разнообразными. Побольше юмора! И не стоит забывать: наши дети не желают нам зла |
Ребенок приходит домой понурый, получив в школе двойку | Повысить его уверенность в себе и успеваемость | Подчеркивайте значимость ошибок, объясняйте, чему они учат | Освободитесь от чувства вины за некоторые собственные «промахи»: думайте о них,как об эвристических ошибках! |
Ребенок играет на компьютере, хотя вы просили его закончить | Приучить ребенка думать о других | Перейдите от слов к делу, пусть он почувствует последствия своего поведения | Избегайте угроз, которые вы не собираетесь приводить в исполнение. И откажитесь от наказаний, которые унизительны для ребенка. Они всегда несоразмерны провинности и потому вредны |