Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Именно на этом языке происходит динамическое взаимодействие участников арттерапевтического процесса в атмосфере эмоциональной заботы и поддержки. Так реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально – личностном развитии человека.
Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к теми реальными проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арттерапии позволяют проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
В процессе занятий арттерапией удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде проявления негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству.
На групповых занятиях по арттерапии дети учатся:
• Активизировать внимание, память, мышление.
• Побеждать свои страхи.
• Общаться друг с другом и с взрослыми.
• Свободно выражать свои эмоции, чувства и мысли.
• Контролировать свои эмоции без ущерба для психики.
• Развивать свои способности к различным видам творческой деятельности.
• Повысить свою самооценку и быть успешным в школьной жизни.
09.10.2022г. педагогами Ожерельевой Л.А. и Некрасовой С.В. было проведено совместное мероприятие с использованием методов арттерапии.
Каждый участник получает лист бумаги (желательно формата А3). Дается задание задумать какую – либо композицию на тему: «Мой мир».
На выполнение работы дается секунд 30, затем этот листок передается соседу, тот дорисовывает еще какую – нибудь деталь и т.д. Таким образом, рисунки идут по кругу, обрастая разными деталями. Передача листов соседям осуществляется одновременно, по команде ведущего. Переговариваться в процессе выполнения нельзя.
Когда рисунки проходят полный круг, каждый получает в свои руки тот листок, на котором изобразил первую деталь задуманной композиции. И может сравнить свой замысел с тем, что получилось в итоге. Обычно упражнение дает повод и для смеха, и для спонтанно развивающихся обсуждений.