«Ученик – это не сосуд,
который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
К.Д.Ушинский
Орлова Маргарита Геннадьевна,
социальный педагог
высшей квалификационной категории
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном мире, образовании выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Творчество детей — это особый вид занятий.
В нем не бывает брака, не существует недочетов, оно идеально. Ребенок вкладывает в «работу» всю свою светлую душу и энергию, он отдается этому процессу полностью, и совсем не важно, держит он в руках кисточку первый раз, или уже приобщился к этому творческому процессу.
Уже давно доказано практикой, что любой вид творчества для ребенка это не просто развлечение и время препровождение, на самом деле это мощный инструмент интеллектуально развития ребенка. Почему?
Все довольно просто объяснить. Работая руками (лепим, рисуем, творим) – мы развиваем мелкую моторику. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В нашем центре много ребят. У всех разносторонние увлечения. Но один из них выделяется особо – это Виктор К. Проводя в центре конкурс рисунков, посвященный здоровому образу жизни, заметила, что мальчик отлично рисует. И что самое главное, ему этот процесс нравится. Поговорила с ним, подарила краски, кисти, бумагу для рисования и стала брать на индивидуальные занятия, на которых рассказывала о знаменитых художниках, показывала их работы. И вот итог. Полюбуйтесь на его изумительные рисунки, пусть они ещё очень далеки от совершенства с точки зрения профессионалов, но как манят и притягивают взор его творения! Я бы сказала: «Глаза отдыхают, глядя на его работы». Виктор рисует….птиц. Когда я его спросила: «Почему на твоих рисунках так много птиц?». Он ответил: «Мне очень нравится бывать на природе и наблюдать за насекомыми, животными, но особенно – птицами. Они такие разные и такие все красивые!». Представленные в статье работы Виктора были отправлены мной на Всероссийский конкурс и получили высокую оценку – почётное 3 место. В награду Виктору от меня – специальный альбом бумаги для акварели. Теперь мы будем рисовать нежные акварельные рисунки. Серия рисунков «Птицы» выставлена в фойе центра.
Ребенок, сам того не понимая, переносит свои чувства и эмоции на объект творения. Очень важно то, что рисование помогает развить у детей фантазию и воображение, которые, в свою очередь, учат ребенка мыслительным процессам.
Как вы видите, рисунок, как и другой вид творчества , имеет огромное влияние на развитие ребенка.
Уделяйте внимание творчеству своих детей, воспитанников. Находите на это возможности, не считайте это баловством и впустую выброшенными деньгами, чаще хвалите ребят, поощряйте, искренне восхищайтесь их работами, подбадривайте и наделяйте значимостью. Ведь невинное детское творчество впоследствии вырастает в гениальные работы. А кто знает, может именно из вашего ребенка вырастет новый Левитан или Пабло Пикассо. Берегите своих детей и цените их старания!