(совместный творческий проект ГКУ СО « СРЦН «Гармония» и образцового детского музыкального театра «Акцент» школы искусств имени М.А. Балакирева)

Ларина М.Е.- воспитатель ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»»
Филатова Е.Е- воспитатель ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»»
Белосова Л.А.- художественный руководитель образцового детского музыкального театра «Акцент» школы исскуств имени М.А. Балакирева.
Матюшкова Г.В. - режиссер образцового детского музыкального театра «Акцент» школы искусств имени М.А. Балакирева.

 

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.»
Вольтер

Актуальность проекта:

В современной России остро стоит проблема профилактики правонарушений. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России. Это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Работая с детьми девиантного поведения, мы убедились, что культуре досуга необходимо учить, начиная с раннего детского возраста. Дело педагога - создать соответствующие педагогические условия. В ГКУ СО « СРЦН «Гармония» научить детей и подростков умениям и навыкам самоорганизации – важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из необходимых этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию влияет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально – комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.

Проблема: У детей не развит интерес к миру театра.
Причины:
1. Дети не посещают театр, театральные кружки, студии.
2. Недостаточно уделяется времени беседам о театре.
3. Непонимание родителей значимости театрализованной деятельности для развития ребенка.
4. Интерес к театру подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.

Цель проекта: Формирование у воспитанников интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей, привлечение детей к занятиям в театральных кружках после срока реабилитации.

Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
• Формировать представления детей о театре, его видах,
• Расширять кругозор детей.
• Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;

Задачи интеграции: «Художественно-эстетическое развитие»:
• Пробуждать интерес к театру;
• Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
• Содействовать развитию творческой активности детей.
• Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей;
• Приобщать детей к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
«Социально-коммуникативное развитие»:
• Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
• Закрепить правила поведения во время экскурсии по театру, при посещении спектаклей.
• Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
«Речевое развитие»:
• Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
• Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

Ожидаемые результаты:
1. Расширится интерес детей к театральной культуре.
2. Обогатятся знания детей об истории театра, его видах, профессиях людей, работающих в театре.
3. Раскроются творческие способности детей.
4. Расширится кругозор и обогатится словарь детей.
5. Появится интерес к занятиям в театральных кружках и студиях.

Предпосылки учебной деятельности: личностные - умение оценивать собственную деятельность и свои возможности;коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности;познавательные – умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, телевизор, DVD, видео- и аудиоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: маски, костюмы, атрибуты для театрализации.

Формы и методы организации проекта
- Педагогические наблюдения.
- Беседы.
- Совместная организованная деятельность.
- Театрализованная деятельность (постановки, сценки).
- Игры.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотр музыкальных спектаклей образцового детского музыкального театра «Акцент» школы имени Балакирева.
Тип проекта: творческо-познавательный;
Длительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели и воспитанники СРЦН «Гармония»образцовый детский музыкальный театр «Акцент» школы имени Балакирева.

Основные этапы проекта:
I. Подготовительный этап:
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта, сформировать интерес у детей по созданию условий для его реализации.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта, распределить обязанности между участниками проекта.
4. Организовать творческое взаимодействие воспитанников центра и коллектива образцового детского музыкального театра «Акцент».

II. Основной этап:
Задачи:

1. Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей).
2. Организовать поезки в школу искусств им. М. А. Балакирева на просмотр спектаклей образцового детского музыкального театра «Акцент».

volshebniimir1


volshebniimir2


3. Определить участников спектакля из воспитанников ГКУ СО« СРЦН «Гармония»» разучить и отрепетировать роли совместно с режиссером театра «Акцент» Матюшковой Г.В.

volshebniimir3 volshebniimir4

4. Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке спектаклей.

volshebniimir5 volshebniimir6

5. Изготовить реквизит, афиши.

volshebniimir7

volshebniimir8


III Заключительный этап:

Совместныепоказы спектаклей и концертной программы воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» и образцового детского музыкального театра «Акцент», участие в фестивалях и конкурсах.

volshebniimir9


volshebniimir10


Задачи:

1. Подготовить к показу театрализованные представления и концертные программы воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» и образцового детского музыкального театра «Акцент» (Поддерживать желание воспитанников активно участвовать в представлении, используя умения и навыки, приобретённые в совместной и самостоятельной деятельности).

2. Принять участие в городских и межрегиональных конкурсах и фестивалях.
3. Фотоотчеты, выполненные в виде стенгазеты (возможность поделиться впечатлениями, рассказать о приобретенных знаниях и умениях.), отчеты на сайте учреждения.

 

Итоги проекта:

Наблюдая за воспитанниками, участвовавшими в подготовке спектаклей и концертных программ, мы пришли к следующим выводам:

Участвуя в театральной деятельности , дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, умению общаться со зрителем, работе над характерами персонажа, мотивами их действий, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения целом, так отдельных литературных героев.

Участие в спектаклях и концертных программах помогло воспитанникам адаптироваться в новых условиях, справиться с трудностями вхождения в новый детский коллектив, улучшить эмоциональное состояние. Снизились тревожность и напряжённость, страх перед публичными выступлениями. У несовершеннолетних повысилась самооценка.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность детей и подростков, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Подводя итог, хочется сказать о том, что сцена даёт возможность донести до зрителя многое из того, что постоянно ускользает от внимания. Она помогает ввести детей и подростков в тематику нравственного выбора, учит различать добро и зло, делает нас способными сострадать чужой боли и чувствовать прекрасное, она воспитывает и заставляет строить жизнь по законам любви и красоты.

 

В результате работы над проектом «Волшебный мир театра»:

1. В актовом зале ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» в 2017г. состоялся совместный показ спектакля по произведениям С. Я. Маршака «Были и небылицы на цветных страницах» воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» (руководители Филатова Е.Е. и Ларина М.Е.) и образцового детского музыкального театра «Акцент» школы искусств им. М.А. Балакирева (руководители Белосова Л.А. и Матюшкова Г.В.).

volshebniimir11 volshebniimir12

2. В 2018г. на базе школы искусств им. М.А. Балакирева состоялся совместный концерт воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Гармония»» и образцового детского музыкального театра «Акцент».

volshebniimir13


3.Отрывок из спектакля по произведениям С. Я. Маршака «Были и небылицы на цветных страницах» с участием детей нашего центра был показан в апреле 2017г. на VII региональном творческом Фестивале-Конкурсе юных талантов «Творчество. Успех. Радость!», где получили диплом лауреатов II степени, и были приглашены на Гала - Концерт в г. Самара.

volshebniimir14


volshebniimir15


4. В 2018г стали лауреатами VIII регионального творческого Фестиваля-Конкурса юных талантов «Творчество. Успех. Радость!»

volshebniimir16


5. Литературно-музыкальная композиция «Детство» получила диплом лауреата I степени на фестивале военно-патриотической песни и поэзии «Белый журавлик» в 2017г.

volshebniimir17


В итоге: У детей сформировался интерес к миру театра, театрально-игровой деятельности. Они активно, с желанием участвуют в театрализованных постановках, выступают перед различными аудиториями, появился интерес к занятиям в театральных кружках и студиях.