(из опыта работы учителя-дефектолога С.В. Лабодиной)

 

Снижение объема зрительной и слуховой памяти у воспитанников с задержкой психического развития – это проблема, с которой учитель-дефектолог сталкивается постоянно. В дошкольном возрасте это мешает выучить буквы и цифры, усвоить весь материал, необходимый, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным. В младшем дошкольном возрасте несовершеннолетний с трудом справляется с формированием начальных школьных навыков, не может выучить таблицу умножения, с трудом запоминает стихи и правила письма.

Чем же отличается развитие памяти у ребенка с задержкой психического развития от нормально развивающегося сверстника:

1. Снижен объем памяти и скорость запоминания.

2. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме.

3. Зрительная память преобладает над словесной.

4. Произвольная память также снижена.

5. Наблюдаются нарушения механической памяти.

6. Наблюдается слабая помехоустойчивость.

razvitiepamyati1


При коррекции данного вида нарушений необходимо придерживаться следующих правил:

– надо поощрять и поддерживать любое проявление детской любознательности;

– материал, который вызывает живой интерес ребенка, запоминается лучше всего;

– при изучении нового материала необходимо опираться на уже изученный;

– в работе надо использовать наглядный материал;

– педагогу следует выделять и обращать внимание ребенка на наиболее значимое;

– концентрируйте внимание ребенка на выполнении конкретного задания;

– материал для запоминания вначале произносит педагог, и только потом ребенок;

– научите несовершеннолетнего находить опоры для запоминания;

– мотивируйте воспитанника тренировать свою память ежедневно и самостоятельно.

При правильном подходе к обучению и соблюдении данных правил дети с задержкой психического развития способны к усвоению логических способов запоминания и некоторых мнемотехнических приемов. Это позволит им в дальнейшем овладеть школьными навыками, самостоятельно справляться с выполнением домашних заданий и лучше усваивать материал на уроках, что способствует интеграции таких детей в школьное сообщество.

razvitiepamyati2