kakpredotvratit1 

Орлова Маргарита Геннадьевна, социальный педагог высшей квалификационной категории.

 

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются.  Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают педагогические работники:

  • ощущение тупика, одиночество;
  • периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;
  • ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;
  • резкость и несдержанность в общении с коллегами;
  • не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;
  • начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
  • непреходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
  • ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
  • желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
  • ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
  • желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
  • комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
  • начинаешь хуже выглядеть.

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому переживанию одиночества. У “сгоревших” на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Синдром эмоционального выгорания - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы. Если у Вас появилось непонятное ощущение вялости и упадка сил на протяжении последних двух или более недель; если ощущение усталости сопровождается ломотой в мышцах, болями, тошнотой, повышением температуры, депрессией или колебаниями настроения, - это проявления синдрома хронической усталости.

Стресс (давление, нажим, напряжение) - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

С июля 2016 г. мы стали работать с воспитанниками, оставшимися без попечения и постоянно проживающими в нашем центре. Это ребята асоциального поведения и педагогам становится все сложнее и сложнее. Поэтому 16 февраля я провела в нашем центре мастер-класс для педагогов на тему «Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий».

kakpredotvratit2

Программа мастер-класса была очень интересной:

  • Причины возникновения профессионального выгорания педагогических работников.
  • Анкетирование участников. Анкета «Степень развития профессионального стресса».
  • Коррекция профессионального выгорания. Практические рекомендации.
  • Обсуждение различных методик для уменьшения разрушительного влияния профессионального стресса на здоровье.

Вручение сертификатов участникам мастер-класса.

kakpredotvratit3

Во время мастер-класса мы с коллегами выяснили, какие качества помогают избежать профессионального выгорания, это:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы.

Я раздала педагогам памятку, что нужно делать в такой ситуации, а чего не стоит:

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

kakpredotvratit4

Также рассмотрели, обсудили и частично опробовали методы помощи:

  • Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика, скандинавская ходьба.
  • Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.
  • Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, биодобавки, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.
  • Психологические: аутотренинги, медитации, йога, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыкотерапия, ароматерапия, молитва, аффирмации и т.д.
  • Хобби.

В мастер-классе приняли участие 17 сотрудников: 4 социальных педагога, старшая медсестра, 12 воспитателей.