Гриднева Г.В., воспитатель

Цель: ознакомление детей с видами театров (кукольный, театр теней, настольный театр, фланелеграф, театр марионеток).

Задачи: научить ребят работать с шаблоном(обводить выкройку и вырезать по контуру), закреплять технику безопасности при работе с ножницами, рассказать о профессии актера, расширять представления об окружающем мире. обобщить знания о свойствах бумаги (сгибается, можно резать ножницами, склеивать при помощи клея, соединять детали при помощи степлера.

Материалы: картон цветной, фломастеры ,бумага А4, карандаши простые, степлер ,коробка из под обуви, выкройки героев сказки «Теремок»,загадки о животных, иллюстрированная сказка «Теремок», обои, скотч ,солнышко, самодельный домик- теремок, выкройки-шаблоны кустарников для декораций к сказке.

 Литература: Т. А.Шорыгина «Беседы о профессиях». М; ТЦ Сфера, 2015.-128с.

Ход: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Вы, наверное, были в театре и не один раз. Вообще международный день  театра (артиста)- 27 марта.

Представьте себе, что вы попадаете в театр , мама купила билеты и в ближайшие выходные вы отправляетесь смотреть какой-нибудь интересный спектакль. Открываете дверь театра, раздеваетесь в гардеробе и оказываетесь в небольшом нарядном зале, на стенах которого развешены портреты актеров и фотографии сцен спектаклей. Этот зал называется театральным фойе. Перед началом спектакля здесь можно познакомиться с историей театра и творчеством артистов. Звучит негромкая музыка, мелодичная трель звонка, напоминающая о том, что пора занимать место в зрительном зале. Вы и ваша мама - зрители. Зритель - пассивный наблюдатель спектакля. Зрители сопереживают тому, что происходит на сцене. Мы аплодируем, смеемся, плачем, настороженно молчим, сопереживаем.

Пока артистов нет на сцене, красивый шелковый или бархатный занавес закрыт. Музыканты настраивают инструменты. Оркестр-группа музыкантов совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах.

Площадка, на которой располагается оркестр в театре, называется оркестровой ямой. После третьего звонка в зале гаснет свет, звучит негромкая музыка (ее называют увертюрой) и занавес медленно и торжественно поднимается.

Представьте , что перед вами на ярко освещенной сцене - зимний сосновый бор. Что за чудо? Из светлого майского дня вы словно на невидимых крыльях перенеслись в морозный день!

А сделать это помогли декорации.

Так называют оформление сцены, выполненное художниками.

Актер перевоплощается в своего героя.

«Моя роль».

Хоть я маленький пока ,

Роль дана мне старика.

А ведь я совсем иной-

Беззаботный, озорной.

Прыгать ,бегать я привык,

Ну какой же я старик?

Чтобы лучше роль сыграть,

Стал за дедом наблюдать.

Ходит дедушка кряхтит,

Опирается на палку.

У него усталый вид,

Мне дедулю очень жалко.

Стал  и я ходить, сгибаться ,

И на палку опираться.

Стал ворчать я на домашних,

Будто в доме самый старший.

Стал я охать: «Ой, ой, ой,

Чувствую в коленях боль».

Все спросили: « Что с тобой?»

«Я войти пытаюсь в роль!»

Искусство перевоплощения - очень сложное дело! Перевоплотиться актеру в своего героя помогают театральные костюмы и грим.

Кто же придумывает костюмы для актеров?

Это художники по костюмам.

Сначала у актеров не было постоянного здания театра. Они показывали свои веселые представления в дни ярмарок на городских площадках, в деревянных сараях и балаганах. Бродячих актеров называли скоморохами или комедиантами.

Самый первый театр в России был создан знаменитым актером Федором Волковым в городе Ярославле. Этот театр существует и в наши дни ,а Федора Волкова мы называем «отцом русского театра».

Самый известный в мире драматург- Антон Павлович Чехов.

Запомните еще одного выдающегося русского драматурга - Александр Николаевич Островский.

Есть на свете необыкновенные театры, где актерами являются куклы.

Театр кукол впервые появился в Древнем Риме, а позднее - в Италии.

Главный герой итальянского кукольного театра - неунывающий, бойкий острый на язычок Пульчинелла. 

В России главным героем  кукольных представлений стал смелый, дерзкий и насмешливый Петрушка.

И Пульчинелла и Петрушка - перчаточные куклы.

Как вы думаете ребята, почему они так называются? (Актеры надевают их на руку как перчатку.)

В Японии и Китае в кукольных спектаклях нередко использовались куклы - марионетки, которые подвешивались и двигались с помощью нитей или тонкой проволоки, а артисты, ведущие их, находились над  сценой.

В кукольных театрах можно еще увидеть и тростевые куклы.

Актеры , находящиеся за ширмой, управляют ими с помощью тростей.

А вы знаете, кто создал известный кукольный театр в Москве?

Это замечательный кукольный театр создал актер, драматург и режиссер Сергей Владимирович Образцов.

Кто  по вашему мнению является самым главным человеком в театре?  Самый главный человек в театре - режиссер. Он выбирает пьесу, назначает на роли актеров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как будет выглядеть спектакль внешне, какими будут декорации.

Теперь вы знаете, чтобы зритель мог посмотреть в театре интересный спектакль, нужен творческий труд многих людей самых разных профессий: драматурга, который напишет пьесу; режиссера, который постановит ее на сцене: художников , которые оформят спектакль  и придумают костюмы для актеров; костюмов ,которые  создадут костюмы ,гримеров, которые загримируют актеров; композитора, который напишет  музыку для спектакля и музыкантов, которые ее исполнят; работников сцены и осветителей и, наконец .актеров,  которые сыграют свои роли и в награду услышат бурные аплодисменты.

Артист – необыкновенная профессия! Знаменитых артистов знают миллионы людей во всем мире, ими восхищаются, хотят им подражать. Ими украшают обложки журналов. Все так. Но это одна сторона жизни артиста, которая на виду у всех.

 есть  еще  и другая, скрытая от глаз публики, наполненная неустанным  трудом, многочасовыми репетициями, ежедневными спектаклями, переездами.

А вы когда-нибудь бывали на спектаклях кукольного театра?

Особенность творчества актеров кукольников состоит в том , чтобы сам человек на сцене не появляется, но перед зрителями действует, двигается . танцует ,прыгает кукла им управляемая. Иногда даже свой естественный голос актер изменяет с помощью особой мембраны.

Какие бывают еще театры? (настольный, теневой, фланелеграф, теневой, театр на ложках, пальчиковый, на клубочках и другие.

«Мастер класс - изготовление театра на конусах по сказке «Теремок».

Ребята , предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников-оформителей .А еще научу вас как просто сделать  героев сказки из бумаги и картона. Но вначале вы отгадаете загадки и название сказки.

1.«Сероват, зубоват ,по полю рыщет,телят, ягнят ищет»(волк).

2.«Скачет зверушка, не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка».

(лягушка).

3. «Этот зверь лесной пушистый,

Рыжий, хитрый он такой.

Называется…»(лисой).

4. «Спит в берлоге он зимой

Под огромною сосной.

Только он начнет реветь –

Знайте, что идет…»(медведь).

5. «У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора» (заяц).

6. «Живет в норке,

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки» (мышка).

1.Изготовление сцены из коробки:

обклеить обоями, можно нарисовать травку, цветы гуашевыми красками, сделать экран в виде поля и приклеить солнышко.

2.Вырезать по контуру травку и кусты - декорации.

3.Изготовление домика – теремка из пенопласта: вырезаем и обклеиваем скотчем края, окошки; из картона вырезаем крышу и соединяем все.

3.Изготовление героев сказки:

показ воспитателя  о том, как нужно работать с выкройкой,

обводим по выкройке,

вырезаем по контуру,

оформляем мордочки

( прорисовываем глаза, нос, усы, ушки),

соединяем при помощи клея, степлера детали ( голову  , лапки, хвост с туловищем – конусом).

4.Выставка настольного театра «Теремок».

 5.Организация спектакля  педагога совместно с детьми младшего школьного возраста    для дошкольников центра. Чтение сказки.

теремок